Записаться на консультацию

Подготовка ребенка к школе

Подготовка ребенка к школе — это важный процесс, который подразумевает целый комплекс мероприятий: развитие самостоятельности, творческое развитие, развитие определенных навыков (чтение, письмо, математика).

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Нельзя не признать, что подготовка к школе может быть эффективной только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

И сформировать все эти качества невозможно за год или даже два до школы. Как говорила М. Монтессори: «Образование ребёнка начинается с момента его рождения».

Возраст 0-3 — это время, когда ребенок проходит первоначальную адаптацию. Здесь закладывается фундамент его будущей личности и формируется его характер.

М. Монтессори разработала специальную подготовленную окружающую среду, которая помогает всесторонне развиваться детям естественным образом. И подготовка ребенка к школе — один из компонентов этого развития.

Подготовка ребёнка к школе в наших центрах Монтессори

Подготовка к школе: Развиваем самостоятельность

 

Развитие самостоятельности — этот один из важных факторов подготовки ребенка к школе.

В нашем центре начиная с возраста от 1 до 3 лет, дети, которые посещают группу с мамой (Baby Little Stars) и тоддлер группу (Little Stars), развивают самостоятельность, к которой ребенок активно стремится. Задача взрослого – помочь ребенку в этом. Поэтому педагоги в первую очередь помогают ребенку сформировать навыки самообслуживания. Учат их переодеваться, одевать обувь, ухаживать за окружающей средой, что помогает развить мелкую моторику, научить самостоятельности. Все это крайне важно для подготовки ребенка к школе.

1394

В классах, где учатся детки от 3 до 6 лет (First Steps и Little Einsteins), используются похожие учебные материалы и задания, что и в группах 1-3,  но уже более усложненные, потому что именно они развивают волю, самостоятельность и ответственность. Это также необходимо для подготовки ребенка к школе.

В каждой группе очень много активностей завязано на рутинных домашних делах. Это связано с тем, что в большинстве семей пространство не организовано безопасным и открытым для ребенка, чтобы он мог готовить еду, одеваться и раздеваться самостоятельно, убирать за собой, ухаживать за животным, убирать в комнате (не только игрушки, но и мыть окна, полировать дерево и стекло), стирать, гладить, и еще делать массу таких понятных и естественных дел для нас, взрослых, но которые мы так боимся доверить этим маленьким деткам.

Все эти занятия, на первый взгляд обычные и на которые мало кто обращает внимания, готовят детскую руку к письму (к изучению языка), мозг к математике (нужно же понять, сколько набрать воды, чтобы она не перелилась за край, какое расстояние нужно для каких-то других материалов и т.д), все это косвенно готовит ребенка к новым, более интеллектуальным для него вещам. Т.е. эти занятия также помогают в деле подготовки ребенка к школе.

Таким образом, развитие самостоятельности — это один из важных факторов подготовки к школе.

Подготовка к школе: Развиваем творчески

Подготовка к школе происходит и путем творческого развития. Дети вместе с педагогом поют, играют на музыкальных инструментах и учат стихотворения. Это возраст впитывания, поэтому с них никто не требует заучивать или что-то делать, просто это делают взрослые, а дети сами начинают повторять.

Педагоги проводят звуковые игры (для развития фонематического слуха), ежедневно общаются, читают книги, обсуждают и размышляют. Без этого не будет интереса к изучению языка.

В какой-то момент (около 4 лет) у ребенка появляется устойчивый интерес к буквам, к письму. Тогда педагог показывает ему материалы, которые уже напрямую связаны с письмом и чтением. Дети сначала пишут буквы (обводят шершавые буквы), пишут их мелом, на песке, потом на бумаге, выписывают слова, а потом и фразы на специальном алфавите (вот для этого и нужен фонематический слух, иначе просто не сможешь услышать, из каких звуков состоит слово) и буквально через 1-2 месяца дети начинают сами читать, не замечая этого!

1359

После этого идет изучение рода, чисел, частей речи, все это на уровне, понятном ребенку этого возраста, через интерес (например, прилагательное показывается через такую игру в ферму, где стоят разные животные), для них это в удовольствие. Так, через творческое развитие, происходит подготовка ребенка к школе.

Примерно в этом же возрасте начинается период, когда математический разум ребенка тоже начинает требовать большего. Педагог сначала показывает количество. Не цифры, а именно количество, ведь не поняв его, цифры ничего не означают. И изучают они количество на сенсорном уровне, тогда мозг ребенка запоминает, запечатлевает эти образы, они начинают понимать математику без особых проблем. Затем ребенку показывают не просто десяток, а сразу десятичную систему, от единиц до тысяч, и он начинает довольно рано формировать сложные числа, а потом и складывать, вычитать, умножать и делить.

Здесь ребенок сам выбирает материал из всего разнообразия среды, он может сам решать, когда его взять и как долго с ним заниматься.

Подготовка к школе: специально подобранный дидактический материал

Среда, в которой находятся ученики наших Центров, представляет собой специально подобранный дидактический материал с четкой логикой построения. В этом материале присутствуют все необходимые компоненты для разностороннего развития ребенка в зависимости от его возраста и сенситивных периодов, а также для подготовки к школе.

В классах есть специальные предметы, развивающие моторику (например, рамки с пуговицами, застежками, молнией, шнурками, липучкой, чтобы ребенок сам мог понять принцип их действия и научиться самому застегивать одежду, обувь).

1354

Дети также занимаются с сенсорными материалами, которые позволяют развить все органы их чувств. Для ребенка чувства – это каналы, через которые он познает окружающий мир. Мария Монтессори говорила: «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни».

Вот как можно представить схематически логическую нить, связывающую развитие органов чувств и мышления: Впечатления, воздействующие на органы чувств, — ощущения — представления — ассоциации представлений — запоминания — анализ — мышление.

Таким образом ребенок, приходя в среду, может выбрать действительно то, что ему нужно в данный момент, реализовывая свою программу всестороннего развития.

Еще один важный момент – все материалы представлены в единственном варианте, второго такого материала в классе нет. И если ребенок хочет взять материал, с которым уже занимается кто-то другой, ему придется подождать. Таким образом ребенок учится терпению, столь необходимому в нашей жизни.

В каждом материале заложен контроль ошибок, то есть ребенок самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого, может проверить правильность выполнения и при необходимости исправить ошибку.

Это позволяет развивать не только инициативность, но и позитивную самооценку, реально оценивать свои силы, заниматься тем, чем хочется «не по указке», а потому что действительно есть желание.

Что могут сделать родители для подготовки ребенка к школе:

читайте ребенку книги, беседуйте о прочитанном;

отвечайте на вопросы ребенка и задавайте их сами;

готовьтесь к школе вместе: выбирайте ручки, тетрадки, ранец, школьную форму;

составьте и соблюдайте режим дня;

сформируйте у ребенка положительное отношение к школе.

Parents