Записаться на консультацию

Подготовка ребёнка к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

И сформировать все эти качества невозможно за год или даже два до школы. Как говорила М. Монтессори: «Образование ребёнка начинается с момента его рождения».

0-3 это время, когда ребенок проходит первоначальную адаптацию. Здесь закладывается фундамент его будущей личности и формируется его характер.

М. Монтессори разработала специальную подготовленную окружающую среду, которая помогает всесторонне развиваться детям естественным образом.

Что делаем мы для подготовки ребёнка к школе

Развиваем самостоятельность

В нашем центре начиная с возраста от 1 до 3 лет, дети, которые посещают группу с мамой (Baby Little Stars) и тоддлер группу (Little Stars), развивают самостоятельность, к которой ребенок активно стремится. Задача взрослого – помочь в этом. Поэтому преподаватели в первую очередь помогают ребенку сформировать навыки самообслуживания. Учат их переодеваться, одевать обувь, ухаживать за окружающей средой, что помогает развить их мелкую моторику, научить самостоятельности.

1394

В классах, где учатся детки от 3 до 6 лет (First Steps и Little Einsteins), похожие учебные материалы, что и в группах 1-3,  но уже более усложненные, потому что именно они развивают волю, самостоятельность и ответственность, которая развивается в ребенке встречаясь с трудностями.

Поэтому в каждой группе очень много завязано на делах, которые обычно делает и мама, и бабушка, и папа дома, но многие дома не могут себе позволить (или не могут понять, как сделать это лучше) сделать пространство безопасным и открытым для ребенка, чтобы он мог готовить пищу, одеваться и раздеваться самостоятельно, убирать за собой, ухаживать за животным, убирать в комнате (не только игрушки, но и мыть стекла, полировать дерево и стекло), стирать и гладить и массу еще таких понятных и естественных дел для нас, взрослых, но которые мы так боимся доверить этим маленьким деткам. Все эти занятия, на первый взгляд обычные и на которые мало кто обращает внимания, готовят детскую руку к письму (к изучению языка), мозг к математике (нужно же понять, сколько перелить воды, чтобы она не перелилась за край, какое расстояние нужно для каких-то других материалов и т.д), все это косвенно готовит ребенка к новым, более интеллектуальным для него вещам.

Развиваем творчески

Дети вместе с педагогом поют, играют на музыкальных инструментах и учат стихотворения. Это возраст впитывания, поэтому с них никто не требует заучивать или что-то делать, просто это делают взрослые, а дети сами начинают повторять.

Педагоги проводят звуковые игры (для развития фонематического слуха), ежедневно общаются, читают книги, обсуждают и размышляют. Без этого не будет интереса в изучении языка.

В какой-то момент (около 4 лет) у ребенка появляется устойчивый интерес к буквам, к письму, тогда педагог показывает ему материалы, которые уже напрямую связаны с письмо и чтением. Дети сначала пишут буквы (обводят шершавые буквы), пишут их мелом, на песке, потом на бумаге, выписывают слова, а потом и фразы на специальном алфавите (вот для этого и нужен фонематический слух, иначе просто не сможешь услышать, из каких звуков состоит слово) и буквально через 1-2 месяца дети начинают сами читать, не замечая этого!

После этого идет изучение рода, чисел, частей речи, все это на уровне, понятном ребенку этого возраста, через интерес (например, прилагательное показывается через такую игру в ферму, где стоят разные животные), для них это в удовольствие.

Примерно в этом же возрасте начинается период, когда математический разум ребенка тоже начинает требовать большего. Педагог сначала показывает количество. Не цифры, а именно количество, ведь не поняв его, цифры ничего не означают. И изучают они количество на сенсорном уровне, тогда мозг ребенка запоминает, запечатлевает эти образы, они начинают понимать математику без особых проблем. Затем ребенку показывают не просто десяток, а сразу десятичную систему, от единиц до тысяч, и он начинает довольно рано формировать сложные числа, а потом и складывать, вычитать, умножать и делить.

Здесь ребенок сам выбирает материал из всего разнообразия среды, он может сам решать, когда его взять и как долго с ним заниматься.

1359

Предлагаем специально подобранный дидактический материал

Роль взрослого должна быть минимальной. Помоги мне сделать самому! — главный девиз методики. Тем самым ребенок учится прислушиваться к своему ритму развития, той самой природе, которая движет любым ребенком на пути его жизненного становления. Он проявляет инициативность, несет ответственность за свой выбор.

Среда, в которой находятся ученики такой школы, представляет собой специально подобранный дидактический материал с четкой логикой построения. В этом материале присутствуют все необходимые компоненты для разностороннего развития ребенка в зависимости от его возраста и сенситивных периодов.

1354
DSC_8043

В классах есть специальные предметы развивающие моторику, как например рамки с пуговицами, застежками, молнией, шнурками, липучкой, чтобы ребенок сам мог понять принцип их действия и научиться самому застегивать одежду, обувь.

В это время дети также занимаются с сенсорными материалами, которые позволяют развить все органы их чувств. Для ребенка чувства – это каналы, через которые он познает окружающий мир. Мария Монтессори говорила: «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни». Вот как можно представить схематически логическую нить, связывающую развитие органов чувств и мышления: Впечатления, воздействующие на органы чувств, — ощущения — представления — ассоциации представлений — запоминания — анализ — мышление.

Таким образом ребенок приходя в среду может выбрать действительно то, что ему нужно в данный момент, реализовывая свою программу всестороннего развития.

Еще один важный момент – все материалы представлены в единственном варианте, второго такого материала в классе нет. И если ребенок хочет взять материал, которым уже занимается кто-то другой, ему придется подождать. Таким образом ребенок учится терпению столь необходимому в нашей жизни.

Кстати, именно Монтессори придумала детскую мебель, которая используется везде, в том числе и на детских площадках, а ведь их до нее не было, и никто и не задумывался о том, что они нужны детям.

В каждом материале заложен контроль ошибок, то есть ребенок самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого может проверить правильность выполнения и при необходимости исправить ошибку.

Это позволяет развивать не только инициативность, но и позитивную самооценку, реально оценивать свои силы, заниматься тем, чем хочется «не по указке», а потому что действительно есть желание.

В Монтессори среде наряду со свободой есть:

Выбор деятельности

Выбор способа работы

Выбор продолжительности работы

Выбор партнера

Выбор в общении

Выбор места работы

Однако в учебных классах существуют и свои правила — не мешать другим (соблюдать тишину, не бегать и не кричать, для этого есть специальное место и время). Работать можно за столиками или на специальных ковриках.

Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Нельзя без разрешения влезать в деятельность другого ребенка. Поработал, убери на то место, где стоял материал и в том виде, в котором брал. Материал должен использоваться по назначению.

В такой среде ребенок учится:
1. порядку как в пространстве, так и в собственным мыслях,
2. доводить начатое до конца
3. делать выбор и обустраивать свое рабочее пространство
4. прислушиваться к желаниям других людей

Все это помогает как развитию самодисциплины, там и понимаю и принятию общественных норм и правил.

Роль педагога внешне кажется малозначительной и малозаметной. Он стоит, смотрит, что-то фиксирует, не проявляя никаких активных действий, к которым мы привыкли в традиционном обучении. Но это только на первый взгляд. Насколько наблюдателен и психологически компетентен педагог зависит адекватная помощь ребенку. Он должен хорошо знать презентации материала и должен вовремя показать ребенку эту презентацию, чтобы в дальнейшем он смог работать самостоятельно.

В работу ребенка педагог имеет право вмешиваться, только если нарушаются основные правила (угрожает жизни и здоровью самому ребенку или другому ребенку). Правильные и своевременные презентации помогают ребенку быстро и эффективно освоить материал. А значит развить память, логику, умение работать по образцу, научиться максимально концентрировать свое внимание на интересующем материале. В каждой группе Монтессори должны быть дети разного возраста, потому что и в жизни мы не встречаемся с людьми только одного возраста.

Этот принцип как нельзя лучше развивает социальные навыки у детей. Младшие учатся у старших, старшие помогают младшим . Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу, формируется чувство взаимопомощи, ответственности.

 

Если в классе много детей, различия их характеров выявляются лучше, опыт более разнообразен. Если же детей мало, то картина будет совершенно иной. Именно опыт общения совершенствует ребенка.

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому нет смысла сравнивать его с другим ребенком. Мы можем только проводить периодическую диагностику достижений ребенка относительно его самого. Это позволяет ребенку развивать позитивную самооценку и уверенность в себе.

Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Она даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться независимым от него. Поэтому оборудование в доме или школе должно соответствовать росту, пропорциям и возрасту ребёнка.

Таким образом, ребенок прошёл огромный путь по развитию самого себя, в специально подготовленной среде, сформировал все необходимые навыки, необходимые к дальнейшей эпохи его жизни — школе.

Что могут сделать родители для подготовки ребенка к школе:

читайте ребенку книги, беседуйте о прочитанном;

отвечайте на вопросы ребенка и задавайте их сами;

готовьтесь к школе вместе: выбирайте ручки, тетрадки, ранец, школьную форму;

составьте и соблюдайте режим дня;

сформируйте у ребенка положительное отношение к школе.

Parents
bl_logo logo2 logo logo3