Записаться на консультацию

Монтессори-среда в классах

Монтессори-среда – это целый мир, в котором находится ребенок во время занятий, наполненный сотнями интересных для него предметов и где ребенку предоставляется возможность свободы выбора познавательной деятельности. Монтессори среда состоит из специальных дидактических материалов и пособий, занимаясь с которыми ребенок получает всестороннее развитие. Очень важно, что все, что находится в Монтессори-классе, в доступе ребёнка.  Монтессори среда имеет четкое разделение на различные зоны: практики, сенсорики, математики, языка, знания и понимания мира. 

Практика

_RAM8254

Зона навыков практической жизни дает ребенку возможность освоиться с предметами и действиями обыденной жизни. Материалы и упражнения в этой зоне можно разделить на несколько групп: общеподготовительные (как ходить по классу, как носить стул, как носить различные объекты, как пересыпать и переливать…), по обслуживанию самого себя (все рамки с застёжками, мытьё рук,  полировка обуви, приготовление еды…), по уходу за окружающей средой (подметание, ухаживание за цветком, мытье стола…), особые виды движения и социальные навыки (как здороваться, как предложить помощь, как наблюдать, как накрыть на стол, хождение на жёлтой линии…). С помощью этих упражнений, ребенок становится самостоятельной и уверенной личностью.

Сенсорика

Portrait of Baby girl and her mother playing at home

Зона сенсорного развития является одной из самых важных для детей.
С самого рождения ребенок получает массу представлений о внешнем мире через свои чувства: зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, тактильные ощущения. Поэтому очень важно эти чувства развивать и утончать.

В зоне сенсорного развития ребенок узнает, что такое длина, ширина, цвет, потом учится различать оттенки цветов, силу звука. Ребенок постепенно осваивает, упорядочивает свои сенсорные эталоны, расширяет словарный запас, учится сравнивать, измерять, упорядочивать, мыслить логично и точно, развивает воображение и творческое мышление, память и наблюдательность. Эта зона косвенно готовит ребенка к математике.

Математика

Colorful wooden Number Set

Зона математики

Все материалы этой зоны направлены на то, чтобы путем практических манипуляций со специальными дидактическими Монтессори-материалами, ребенок овладевал основными математическими понятиями.

С их помощью ребенок имеет возможность научиться

  • считать до 100, 1000 и более,
  • понимать суть десятичной системы,
  • оперировать понятиями «единица», «десяток», «сотня», «тысяча»,
  • записывать числа,
  • выполнять арифметические действия, не исключая умножение и деление,
  • а также изучать свойства геометрических фигур.

Язык

Little girl making greeting card for her mom on mother’s day

Зона языкового развития — в ней дети:

  • расширяют словарный запас,
  • развивают фонематический слух,
  • устную речь,
  • овладевают грамматическими формами,
  • подготавливают руку к письму,
  • знакомятся с печатными и письменными буквами.
  • читают

В этой зоне много материалов, провоцирующих ребенка на составление слова с помощью подвижного алфавита, дети составляют, читают предложения, и даже маленькие истории. Они учатся находить обобщающие понятия, взаимосвязи, что так важно и интересно для ребенка дошкольного возраста!

Знание и понимание мира

1381

Зона знания и понимания Мира

В этой зоне ребенок познает окружающий мир, приобретает элементарные знания в сфере естественных наук, знакомится с понятиями Земля, Вселенная, и становится неотъемлемой ее частичкой.

В этой зоне находятся комнатные растения, домашние животные, пособия по естественным наукам (всевозможные карты, глобусы, календари, часы и т.д.), инвентарь для проведения опытов. Занятия в этой зоне направлены на обучение способам добывания информации по окружающему миру, истории, географии, астрономии, анатомии. Ребенок сопоставляет, сравнивает, анализирует, упорядочивает свои жизненные впечатления и переживания. Ребенок не только осознает себя, но и свое место в мире.

Творчество

1295

Зона творческой деятельности — это зона максимальной свободы творческого самовыражения ребенка посредством рисования, лепки, аппликации и т.д.

В этой зоне ребенок работает с самыми разнообразными природными материалами и знакомится с различными видами искусств.

В Монтессори среде наряду со свободой есть:

Выбор деятельности

Выбор способа работы

Выбор продолжительности работы

Выбор партнера

Выбор в общении

Выбор места работы

Однако в учебных классах существуют и свои правила — не мешать другим (соблюдать тишину, не бегать и не кричать, для этого есть специальное место и время). Работать можно за столиками или на специальных ковриках.

Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Нельзя без разрешения влезать в деятельность другого ребенка. Поработал, убери на то место, где стоял материал и в том виде, в котором брал. Материал должен использоваться по назначению.

В такой среде ребенок учится:
1. Порядку как в пространстве, так и в собственным мыслях,
2. Доводить начатое до конца
3. Делать выбор и обустраивать свое рабочее пространство
4. Прислушиваться к желаниям других людей

Все это помогает как развитию самодисциплины, так и пониманию и принятию общественных норм и правил.

Роль педагога внешне кажется малозначительной и малозаметной. Он стоит, смотрит, что-то фиксирует, не проявляя никаких активных действий, к которым мы привыкли в традиционном обучении. Но это только на первый взгляд. Насколько наблюдателен и психологически компетентен педагог зависит адекватная помощь ребенку. Он должен хорошо знать презентации материала и должен вовремя показать ребенку эту презентацию, чтобы в дальнейшем он смог работать самостоятельно.

В работу ребенка педагог имеет право вмешиваться, только если нарушаются основные правила (угрожает жизни и здоровью самому ребенку или другому ребенку). Правильные и своевременные презентации помогают ребенку быстро и эффективно освоить материал. А значит развить память, логику, умение работать по образцу, научиться максимально концентрировать свое внимание на интересующем материале. В каждой группе Монтессори должны быть дети разного возраста, потому что и в жизни мы не встречаемся с людьми только одного возраста.

Этот принцип как нельзя лучше развивает социальные навыки у детей. Младшие учатся у старших, старшие помогают младшим. Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу, формируется чувство взаимопомощи, ответственности.

Если в классе много детей, различия их характеров выявляются лучше, опыт более разнообразен. Если же детей мало, то картина будет совершенно иной. Именно опыт общения совершенствует ребенка.

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому нет смысла сравнивать его с другим ребенком. Мы можем только проводить периодическую диагностику достижений ребенка относительно его самого. Это позволяет ребенку развивать позитивную самооценку и уверенность в себе.

Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Она даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться независимым от него. Поэтому оборудование в доме или школе должно соответствовать росту, пропорциям и возрасту ребёнка.

Таким образом, ребенок прошёл огромный путь по развитию самого себя, в специально подготовленной среде, сформировал все необходимые навыки, необходимые к дальнейшей эпохи его жизни — школе.