Записаться на консультацию

Развитие ребенка

Ребенок – другая форма жизни

Как часто мы сталкиваемся с непониманием наших детей, их действий и поступков. И это вовсе не потому, что мы – непонятливые или невнимательные родители. Как говорила М.Монтессори: «ребенок – это другая форма жизни».

Ребенок – другой! Это значит, что его психика, все его существо устроено иначе, чем у нас, взрослых.

Если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто впитывает жизнь целиком. Мы говорим: «он запомнил», но у маленького ребенка память лишь только формируется. Ребенок переживает время иначе, чем взрослый. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, в то время как взрослые постоянно планируют свою жизнь, выделяя самые срочные и необходимые дела. Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственном участии в нем. Малыш познает мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии.

Желание ребёнка быть независимым – одно из самых сильных чувств детства. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.

Для того, чтобы ребёнок был независимым, важно подготовить окружающую среду, где бы ребёнок мог развивать и отрабатывать необходимые навыки, всесторонне развиваться естественным образом. Среда зависит не только от материалов, которые окружают ребёнка, а также от специально обученного педагога, пространства и детей, которые находятся в классе.

Известный итальянский педагог Мария Монтессори большое внимание уделяла сенситивным периодам в развитии ребенка и утверждала, что именно в эти периоды ребенок наиболее быстро и радостно усваивает новую информацию.

Такие периоды длятся лишь определенное время, которое является достаточно кратким. Пропускать такие периоды ни в коем случае нельзя.

Каждый ребенок строитель самого себя и важно, чтобы он нашел строительный материал именно в своем окружении. А для того, чтобы подготовить среду, нужно знать сенситивные периоды развития ребёнка и законы его развития.

Пространство в котором находится ребенок, должно предлагать ему большой выбор мотивации, который подталкивает его к деятельности и предлагает приобретение собственного опыта. Готовится на основе наблюдений учителя. Поэтому учителю очень важно наблюдать. Основным руководством для учителя этой среды являются знания и понимания 6 основных аспектов, которые составляют концепцию этого пространства в философии М. Монтессори и отвечают основным потребностям детей:

Свобода и ее лимиты

 

Порядок и структура

 

Естественность и реальность

Красота и атмосфера

 

Материал Монтессори

 

Социальная жизнь

Психика и здоровье ребенка ухудшаются, если взрослые пытаются заставить учиться чему-то новому в неподходящий сенситивный период. Поэтому так важно создать все условия для того, чтобы внутренние импульсы в определенный период не угасали, а только способствовали развитию малыша. Длительность сенситивных периодов у каждого ребенка индивидуальна, важно увидеть его начало и помочь ребенку в соответствии с его личным внутренним планом психологического и физиологического развития использовать их возможности.

«На основе этой восприимчивости, — писала М.Монтессори, — ребенок способен создать особенно интенсивную взаимосвязь между собой и внешним миром, и с этой точки зрения все становится для него легким, вдохновляющим, живым. Каждое усилие оборачивается увеличением силы… Как только одно из этих духовных пристрастий ослабевает, зажигается другое пламя, и так ребенок движется от одной победе к другой, в беспрестанном вибрировании жизненной силы, которое нам известно и которое мы называем «радостью и счастьем детства».

Понятно, что можно добиться результатов в развитии ребенка и не обращая внимания на сенситивные периоды его роста, но это потребует большого усилия воли, труда и напряжения. В то время как в момент сенситивной фазы инициируется спонтанный учебный процесс.

Сенситивные периоды — периоды особой чувствительности к тем стимулам окружающей среды, которые соответствуют потребностям развития ребенка. Это,так называемые «окна возможностей», которые подсказывают оптимальный период для обучения ребенком чему-либо. Их можно заметить наблюдая за ребенком, к чему его тянет, на чем он концентрируется.

Мария Монтессори считала, что период от 0 до 6 лет — самый важный в жизни человека. Все остальное надстраивается и развивается на его основе.

М.Монтессори выделила несколько таких сенситивных фаз, которые длятся в определённый период от 0 до 6 лет. 

Через сенситивные периоды развития проходит каждый ребенок, независимо от того, по какой системе он воспитывается и учится, потому что это — один из законов природы.

Смысл подхода Монтессори в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Задача взрослого — помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, пойти своим, уникальным путем.

В Монтессори-школах не существует единых программ обучения и воспитания, так как в основе их лежит идея о том, что каждый человек имеет право на собственный уникальный путь становления и развития.